Красивый носик – критически важная вещь. Ещё важнее то, что его можно таким сделать – любой пластический хирург это подтвердит. Или женщины народа апатани. Этот народ живет в северо-восточной Индии, у подножия Гималаев – и не пользуется услугами пластических хирургов. Апатани традиционно очень внимательны к своей внешности. В прошлом для них это (буквально) было священной обязанностью. Религия этого народа настаивает на том, что солнце и луна – это глаза бога Седи, которые постоянно наблюдают за тем, чисты ли люди, красивы ли и хорошо ли себя ведут. Поэтому апатани надо было постоянно прихорашиваться и следить за соблюдением обычаев. И они очень старались и украшали себя, как могли.

Самым важным, наверное, объектом прихорашивания у них был нос. И взгляд на красоту носа у апатани был довольно своеобразным. Они считали, что в нем (носу) слишком мало дырок. Поэтому в крыльях носа проделывались дополнительные отверстия. В которые вставлялись круглые, обожженные на огне «таблетки» из бамбука или тростника, которые назывались япингуле. Традиционно, девочкам прокалывали дырки в крыльях носа, как только они достигали брачного возраста. Потом в эти дырки вставляли сначала небольшие, а затем все большие и большие кругляши-япингуле. Чем большими были эти украшения, тем более красивой считалась женщина. Этот обычай уже почти исчез; в наше время япингуле можно увидеть только у женщин довольно преклонного возраста.

Апатанская красавица со всеми необходимыми модными атрибутами, конец 1940-х годов.

Кроме япингуле женщины апатани украшали себя татуировками: одной вертикальной полосой, которая тянулась через середину лба и носа и делила лицо на две половины; и семью вертикальными полосками на подбородке. Такое украшение себя тоже уже понемногу отходит в прошлое. Но в своем арсенале красавицы апатани имели и более соответствующие современным взглядам на красоту украшения. И они пользуются популярностью до сих пор. Каждая красотка должна была иметь в ушах сережки из латуни – кольца диаметром хотя бы восемь – десять сантиметров. Этих колец должно было быть как можно больше, поэтому в мочке уха тоже проделывали большую дырку. Сейчас таких преувеличенных колец уже почти не носят, но количество сережек в ушах модниц этого индийского народа может впечатлять. Татуировки на лице и сережки в ушах носили также мужчины.

Наконец, образ апатанской красавицы завершало наибольшее из всех возможных количество бус. И это не две или три нитки; даже не десяток – общий вес апатанских бус может достигать нескольких килограммов.

Но вернемся ещё ненадолго к апатанским носам. Происхождение необычного украшения япингуле связывают с разбойными набегами соседей с гор. Красивые женщины были для диких горцев ценной добычей. И они приобрели такой вкус к подобной добыче, что даже сделались полигамными и обзавелись гаремами. Поэтому апатани – чтобы обезопасить своих женщин и девушек от плена и горских гаремов – придумали их обезображивать. Деформированные носы чужаков не привлекали, а единоплеменники скоро научились видеть в них красоту. Правду говорят: красота – в глазах смотрящего.