Гладкая, чистая, однотонная кожа без пятен считается эталоном красоты. Но не у всех. Кто-то разрисовывает кожу яркими красками. Кто-то наносит на неё шрамы. А кто-то делает татуировки. В том числе и на лице. Одним из самых ярких примеров такого украшательства является моко – татуировка новозеландских маори.

Девушка-маори с татуировкой моко, конец XIX века.
Девушка-маори с татуировкой моко, конец XIX века.

Моко – это характерные спиралевидные орнаменты на лице. Узоры моко наносят на кожу и мужчины и женщины – хоть мужские и женские вариации татуировки немного разнятся. Так же разнятся и мотивы, используемые разными племенами, семьями и социальными группами. Но вообще – каждая моко индивидуальна, как отпечатки пальцев. Раньше маори могли по татуировке легко определить племя, род, общественное положение, род занятий, наличие особых навыков или знаний и семейный статус татуированного человека.

Конечно же, татуировка выполнялась согласно строгим правилам: например, на правой стороне лица «кодировалась» информация о статусе, племени и роде со стороны отца; на левой – то же, но только со стороны матери. В давние времена для маори не было ничего постыднее и неприятнее, чем отсутствие моко: человек без татуировки не мог ни участвовать в племенных ритуалах, ни вступать в брак, ни даже продавать продукты своего труда.

Женская моко сначала занимала лишь участки кожи около губ и на подбородке; но затем начала наноситься также на лоб и на щеки. Существовали специфически женские и специфически мужские элементы моко; но женщины, обладающие высоким социальным статусом, могли использовать в своей татуировке и мужские элементы. Обычно нанесение женской татуировки занимало один-два дня.

Uhi whaka tataramoa - "татуировочная машинка" маори.
Uhi whaka tataramoa – “татуировочная машинка” маори.

Для того чтобы сделать моко, сперва на кожу наносился эскиз, а затем использовался инструмент, именуемый uhi whaka tataramoa (сами пытайтесь это выговорить); это деревянный молоточек с лезвием-долотом из кости, раковины или камня. Сам процесс напоминал резьбу по дереву. Татуировщиком мог быть только мужчина.

Процедура была очень болезненной; кожа сильно распухала – и новоиспеченный носитель тату не мог даже есть твердую пищу и его кормили жидкими кашицами через воронку.

Кстати, в моко содержится и объяснение страсти маори к коллекционированию отрезанных голов – орнаменты на высушенных и тщательно сохраняемых головах служили своеобразной летописью.

Любопытный факт: традиция моко сохранилась исключительно благодаря женщинам. В конце XIX – начале XX века мужчины маори перестали делать себе татуировки на лице; и в XX веке лишь женщины продолжали «носить» традиционное украшение на коже вокруг губ и на подбородке. Сейчас же обычай моко возвращается – и маори вновь наносят на свои лица говорящие орнаменты; правда, татуировку теперь делают не при помощи uhi whaka tataramoa, а при помощи электрической татуировочной машинки.